Логотип сайта

Статьи >> Самоходные и паровые машины >> Быстрокат Казимира Янкевича

Быстрокат Казимира Янкевича

   Изобретённая в XIX веке паровая машина дала новый толчок человеческой мысли для создания самобеглого экипажа предназначенного для перевозки пассажиров и грузов.

Проект первого парового автомобиля в России разработал талантливый петербургский лафетных дел мастер Казимир Янкевич. Он планировал, что его изобретение поможет наладить регулярные пассажирские и грузовые перевозки между крупными городами большой империи.

Быстрокат Казимира Янкевича

Работал он над проектом со своими двумя друзьями и взял за основу проекта разработки паровых двигателей Ползунова, Фролова, братьев Черепановых. В сентябре 1830 года Янкевич первым подошёл к созданию автомобиля, так называемого, самоходного экипажа с паровым двигателем и подал заявку на выдачу ему привилегии на изготовление "парового быстроката". Изобретение было названо незамысловато - "Быстрокат".

Говоря современным языком, это был тягач, предназначенный для буксировки прицепов. "Быстрокат" имел трубчатый паровой котёл, являвшийся, по мнению изобретателя, наиболее безопасным. Этот котёл был изобретён самим Янкевичем в 1820 году. Котёл состоял из ста двадцати дымогарных трубок и использовал в качестве топлива древесный уголь. По замыслам изобретателя использовался сосновый уголь. Предполагалось, что эта машина может быть использована как на летнем (колёсном), так и на зимнем (с полозьями) ходах.

Котлов такой конструкции в зарубежных паровых автомобилях тогда ещё не было. В документе, хранящемся в Центральном государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге, "О введении в России паровых экипажей под названием быстрокатов" указано, что экипаж сей по обыкновенной дороге может прокатиться в одночасье 30 вёрст и более сверх того в случае надобности, на самом сильнейшем бегу, в одно мгновение останавливается без малейшего опасения. По воле управляющего сей машиной она катится самым быстрым бегом, или тихо, или как того требуют обстоятельства. Конструктор подумал и об удобствах для водителя и пассажиров: зимние сего рода, крытые повозки строятся таким образом, чтобы посредством труб, согревая оные, предохранить каждого в них находящегося от стужи.

Конструктивная особенность быстроката Янкевича заключалась ещё и в оригинальном оформлении связи между корпусом повозки и её задней осью. Изобретатель отошёл от общепринятого способа расположения оси под корпусом и пропустил ось непосредственно через корпус, что сместило центр тяжести повозки и существенно повысило её устойчивость против опрокидывания.

В феврале 1840 г. чиновнику 10-го класса Казимиру Янкевичу была выдана "Привилегия на повозку для больших тяжестей нового устройства, как на летнем, так и на зимнем ходу". Но на практике наладить движение быстроката между городами России не удалось, так как для этого кроме экипажей нужно было построить совсем другие дороги, с твёрдым покрытием, большими радиусами поворота и сгладить спуски и подъёмы. К тому же стоящие во главе Управления путей сообщения России иностранные советники не пожелали понять значения русского "быстроката" и похоронили это изобретение.

Эта история даёт наглядный пример, как из-за чиновников, опирающихся на советы иностранцев, а так же недальновидности этих самых чиновников могут быть похоронены перспективные идеи которые при своём практическом применении дадут толчок для развития целых отраслей.



Материалы по теме:

Фотографии быстроката Казимира Янкевича




Сайт основан в 2016 © Копирование материалов сайта только с активной ссылкой.

Контактный адрес: admin@avtoistoriyarossii.ru

Яндекс.Метрика