Логотип сайта

Статьи >> Самоходные и паровые машины >> Самобеглая коляска Шамшуренкова

Самобеглая коляска Шамшуренкова

 В 1736 году в официальных документах правительственных учреждений среди многих русских изобретателей и конструкторов XVIII века впервые был упомянут, Леонтий Лукьянович Шамшуренков (1685-1757), изобретатель уникальных подъёмных машин и "самобеглой коляски" — первого в России механического экипажа.

У талантливого русского самоучки, крепостного крестьянина Казанской губернии Шамшуренкова было много механических изобретений, но мы остановимся на вышеупомянутой самобеглой коляске. Это изобретение вполне можно назвать прообразом автомобиля.

Самобеглая коляска Шамшуренкова

Власти не сразу оценили изобретение и только после третьего "доношения" изобретателя-самоучки Сенат выделил просимые 30 рублей на создание самобеглой коляски.

На создание прообраза современного автомобиля, ещё неуклюжего и несовершенного, ушло пять месяцев и довольно много материалов, выписываемых Шамшуренковым не только из России, но и из Европы. И, несмотря на то, что некоторые материалы являлись на тот момент редкостью, проблем с ними у изобретателя не было. Все металлические детали "самоходки" были выполнены из "железа сибирского мягкого", кузов — из дерева, рогожи и кожи, промазанной по швам салом и воском для защиты пассажиров от дождя и ветра.

Коляска была представлена в Петербурге 1 ноября 1752 г. Двигатель коляски был совсем не похож на двигатель того же катамарана или велосипеда, несмотря на сходство принципов движения. Два водителя должны были вращать ворот, запускающий привод и приводящий в действие колёса. Для пассажиров был сконструирован огороженный от водителей довольно просторный и комфортный отсек. Коляска могла развивать скорость до 15 км/ч, что для современного человека очень мало, но для жителей Петербурга XVIII века представлялось головокружительным достижением. Сама императрица Елизавета Петровна прокатилась на коляске и велела выдать в награду изобретателю из казны 50 рублей.

Через год изобретатель отправил новое "доношение", в котором писалось, что "В прошлом 1752 году, — сообщал он в своём "доношении", — сделал я, именованный, для апробации коляску, которая и поныне имеется в Санкт-Петербурге при Правительствующем Сенате, а ныне ещё могу для апробации сделать сани, которые будут ездить без лошадей зимою, а для пробы могут ходить и летом... И ежели позволено будет, то и ещё сделать могу часы (верстомер), которые ходить будут на задней оси, на которых будет показываться на кругу (циферблате) стрелкою до тысячи вёрст и на каждой версте будет бить колокольчик. А хотя прежде сделанная мною коляска и находится в действии, но токмо не так в скором ходу, и, ежели ещё повелено будет, то могу той, прежней, удобнее (меньше по размерам) и на ходу скорее и прочнее мастерством (сделать)". К сожалению, изобретатель так и не дождался ответа на своё послание.

Несмотря на всю полезность изобретения и его огромное значение в дальнейшем развитии российского инженерного искусства, "самоходной коляске" не было суждено стать достоянием общественности: долгое время императорская семья и приближенные использовали коляску для развлечения, а затем она попросту сгнила в одном из углов каретного двора.

Конечно, в век автоматики и электроники трудно оценить действительную значимость изобретений механика-самоучки XVIII века. Но технический прогресс непрерывен и преемственен, и огромные достижения техники наших дней во многом определяются титаническим трудом предшествовавших поколений. Машина для подъёма "Царь–колокола" Шамшуренкова и современные 500-тонные подъёмные краны; его же "самобеглая коляска" и паровые омнибусы, а затем современные автомобили; "самоходные сани" нашего соотечественника, а затем "санный паровоз" и более поздний "ледяной" мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания, ведущим колесом и опорными полозьями–коньками; "путеизмерительные часы" Шамшуренкова, усовершенствованные верстомеры и современные спидометры — всё это звенья единой цепи расширения инженерного опыта и совершенствования инженерных знаний. Каждое из таких звеньев знаменовало новый шаг вперёд в развитии технической мысли, каждое из них составляло своеобразную веху в истории техники.

Скульптурный портрет изобретателя первой в мире "самобеглой коляски" Леонтия Лукьяновича Шамшуренкова установлен в музее Волжского автозавода. Это дань уважения талантливому русскому конструктору-самоучке, создавшему прообраз современного автомобиля.



Материалы по теме:

Фотографии самобеглой коляски Шамшуренкова




Сайт основан в 2016 © Копирование материалов сайта только с активной ссылкой.

Контактный адрес: admin@avtoistoriyarossii.ru

Яндекс.Метрика